За последние несколько месяцев популярность Wordle резко возросла. В социальных сетях появились загадочные сетки из серых, зеленых и желтых квадратов. Но почему онлайн-игра в слова покорила так много людей? И что делает ее интересной с лингвистической точки зрения?
На первый взгляд игра кажется сложной, но на самом деле это не так. Раз в день у игроков есть шесть подсказок, чтобы определить новое слово из пяти букв (все игроки получают одно и то же слово в определенный день). Каждая подсказка содержит цветовую кодировку: буква становится зеленой, если она находится в правильном месте, желтой, если она является частью слова, но в другом месте, и серой, если ее вообще нет в слове.
Но что делает Wordle таким интересным и привлекательным, объяснил лингвист из Чикагского университета Джейсон Риггл. По его мнению, дело в нашей языковой интуиции, когда мы находим правильный ответ. Это процесс, похожий на то, что происходит, когда мы разговариваем с людьми, которых мы хорошо знаем: они интуитивно понимают, что мы имеем в виду, быстро — даже с минимальным контекстом — что заставляет нас чувствовать себя понятыми.
Но Wordle интригует по ряду других причин, утверждает Риггл, чьи исследования сосредоточены на вычислительном моделировании коммуникации. Доцент кафедры лингвистики рассматривает Wordle как окно в мир подсознательных способов взаимодействия с языком.
По сути, это превращает каждого в лингвиста, заставляя задумываться над звуковыми фрагментами и соединять их вместе в соответствии с распределением вероятностей. Хотя алгоритмы можно оптимизировать, чтобы “победить” Wordle, Риггл уверен, что на самом деле люди получают удовольствие от самостоятельной работы: “Я не хочу знать, как выполняется трюк. Я просто хочу быть впечатлен.”
Вы компьютерный лингвист. Можно ли считать игру во что-то на подобие Wordle вашей работой?
Я полагаю, что если речь идет о такой игре, как Wordle, особенно если я напишу несколько небольших алгоритмов для ее исследования, что я и сделал на прошлой неделе, тогда, конечно, почему бы и нет!
По вашему мнению, почему Wordle вызывает большое количество эмоций?
Я думаю эйфория возникает от того факта, что вы получаете обратную связь, которая дает вам ощущение, что вы знаете ответ, а затем получаете подтверждение тому, что ваши догадки верны: вы чувствуете, что знаете, как “работают” слова.
Как и всем людям, нам нравится, что нас понимают. И мы расстраиваемся, если этого не происходит.
Мы рады взаимодействовать с людьми, которые “правильно понимают распределение вероятностей наших высказываний”, что является своеобразным способом сказать “люди, которые нас понимают”.
Например, люди, которые хорошо вас знают, часто будут реагировать на то, что вы хотели сказать, а не на то, что вы на самом деле сказали, даже если вы высказываетесь неправильно! Когда мы хотим донести до слушателя ту информацию, которую он не ожидает получить, мы формулируем свои мысли иначе, и люди, понимающие нас, осознают, что нужно быть начеку еще до того, как мы закончим свое высказывание. В случае игры в Wordle мы испытываем те же ощущения, но с языком и правописанием, а не с контекстом.
Еще одна интересная особенность Wordle — его простота, всего пять букв. Сложность ограничена; это небольшая, управляемая часть удовольствия, получаемого от процесса игры.
“Игра проверяет ваш словарный запас на прочность”. — Профессор Джейсон Риггл
Расскажите мне немного больше о том, что на самом деле включает в себя ваше исследование.
Я изучаю процесс общения как независимое явление, рассматриваю ее с двух позиций: как отправку и как кодировку сигналов.
Я ищу способы, с помощью которых вычислительные свойства или математические характеристики этих проблем могут повлиять на то, как проходит процесс коммуникации.
Например, когда люди общаются, они склонны сокращать или даже полностью исключать слова в случае предсказуемости контекста. Мы постоянно моделируем степень точности, с которой мы произносим слова, основываясь на нашей оценке того, поймет ли нас предполагаемая аудитория.
Меня восхищает то, что в случае с Wordle игроки явно с легкостью выполняют такую оптимизацию в отношении правописания.
Как игроки Wordle оптимизируют использование языка во время игры?
Оценка того, насколько интерпретируемыми будут наши сообщения, является важной частью расчетов, которые мы делаем при общении.
Итак, если я планирую сказать что—то новое или неожиданное, или совершенно непоследовательное, я изменю свой тон. Такого рода “расчет ожидаемой новизны” также влияет на разработку игр-головоломок. Как и головоломки, Wordle дает вам обратную связь после каждого хода, в процессе которого были использованы цветные символы, которые указывают, что у вас есть правильная буква, но в неправильном положении, или правильная буква в правильном положении.
Wordle использует знания людей о взаимосвязи между правописанием и произношением — то, что лингвисты называют “фонемами”. Английский — беспорядочный язык, но часто согласные появляются в конце коротких слов, гласные — в середине.
Слова из пяти букв также часто являются односложными. Таким образом, большинство слов, вероятно, будут построены с согласными кластерами на конце или просто будут иметь определенные буквенные кластеры, как в случае с “ought”. Мы интуитивно догадываемся, и это помогает нам делать обоснованные предположения.
Есть ли «лучший» способ делать обоснованные предположения во время игры по мнению лингвистов?
На самом деле это будет зависеть от того, как вы оцениваете значимость получения подходящих букв в неправильных местах, по сравнению с подходящими буквами в правильных местах. Некоторые буквы, такие как “e” и “a”, очень распространены и с высокой вероятностью будут в слове, тогда как сочетание “ch” встречается реже, но все же достаточно распространено и, вероятно, появится в начале или конце слова. Появляется необходимость задать другой вопрос. Что было бы, если мы просто угадывали пять случайных букв из алфавита? Это было бы слишком неинтересно и сложно.
Итак, тот факт, что Wordle предполагает угадывание набора достаточно знакомых английских слов, используя наши знания о частотах букв и типичной структуре слов, делает игру менее сложной.
“Есть люди, которые получают радость от оптимального решения сложных проблем. И этим людям я говорю: идите, напишите алгоритм”. – говорит профессор Джейсон Риггл.
Знание того, что “z” — редкая буква, едва поверхностно. Игра проверяет ваш словарный запас. Вы начинаете замечать взаимосвязь между последовательностями: у вас может быть пара букв вокруг промежутка посередине, и ваш мозг говорит вам: “Я знаю, что это за буква, потому что на самом деле здесь относительно мало возможных решений”.
Есть ли у вас какие-либо советы или рекомендации для людей, которые хотят усовершенствовать навыки игры в Wordle или в других играх?
Я думал об этом перед интервью. Я даже начал писать алгоритм, который оптимизировал бы игру в Wordle, но потом я понял — если я его завершу, Wordle перестанет быть интересной, потому что, как только утилита оптимизирована и вы прошли игру, вы просто бездумно выбираете то, что компьютер предсказывает как следующий лучший ход. Вы также можете оказаться вынуждены использовать одно и то же начальное слово каждый раз, что было бы не очень интересно.
Итак, упрощенная версия игры лишит вас возможности использовать собственное интуитивное понимание того, насколько распространены последовательности букв и звуков, и именно эта языковая интуиция и приносит положительные эмоции. Конечно, есть люди, которые получают удовольствие от решения сложных задач простым путем. И именно эти люди получают просьбу составить алгоритм.
Но я думаю, что обычному игроку в Wordle будет интереснее продумывать последовательности звуков, слогов, согласных и гласных и находить способы, с помощью которых это позволит вам интуитивно понять, как вы воспринимаете язык и что может вас удивить. Вы также можете рассмотреть частоту использования букв — например, “q” и “z” встречаются редко и не являются хорошим выбором в начале слов.
В конечном счете, я не хочу знать, как это происходит, я хочу испытать эйфорию от полученного результата.
Что еще, по вашему мнению, интересного в Wordle?
Я был впечатлен дополнительными функциями Wordle, потому что я думаю, они раскрывают очень интересные вещи. Мои студенты рассказывали мне об игре под названием Absurdle, в котором используется концепция “дьявольского противника” как мы бы назвали это в компьютерной лингвистике.
В Absurdle целевое слово меняется по мере игры, но новая информация, которую вы изучаете, остается верной и последовательной. Итак, если изначально слово было “poise”, а вы угадали “mince”, Absurdle может затем изменить целевое слово на “spice” без вашего ведома, но сообщить вам, что буква “е” была на правильном месте, а “i” осталась в слове.
Итак, стойки ворот перемещаются в соответствии с тем, что вы уже знаете. Но они все равно должны соблюдать правила: если они говорят вам, что буква находится в правильном положении, то это так и есть. Это увлекательно, потому что это другой вид игры, в которой вам нужно загнать компьютер в узкий уголок лингвистического пространства, где нет слов, которые он мог бы изменить, в соответствии с тем, какая информация была получена до этого.
Источник: https://news.uchicago.edu/story/why-you-cant-stop-playing-wordle-according-computational-linguist
Перевод: Корнеева Юлия